Наше отношение к деньгам определяет то, насколько мы успешны финансово. Пока одни годами жалуются на бедственное положение и не могут ничего поменять в своей жизни, другие, будто магнит, притягивают к себе не только деньги, но и другие блага. То, насколько мы можем быть финансово успешными, зависит от того, как мы относимся к своим деньгам. А что определяет это отношение?
В значительной степени отношения с деньгами определяются нашими привычками и убеждениями. Например, человек, уверенный в том, что деньги – это плохо, а большие деньги можно только украсть, но никак не заработать, никогда не сможет стать финансово состоятельным просто потому, что будет подсознательно избегать больших денег и возможностей их получить.
Привычки на первый взгляд выглядят более безобидно, но, повторяясь изо дня в день,действуют не менее разрушительно. И привычки, и убеждения формируются под влиянием нескольких факторов, наиболее важные из которых это семья, культура и общество.
Первые знания о том, как надо обращаться с деньгами, мы получаем в семье. С раннего детства мы принимаем привычки и убеждения наших родителей, бабушек и дедушек. Таким образом, мы усваиваем устаревшие стереотипы и модели поведения, которые в современном, постоянно изменяющемся мире просто не работают.
Согласно исследованиям, именно семья в значительной мере формирует наше отношение к чрезмерным тратам, кредитам или, наоборот, излишней экономии.
Например, если у родителей не было потребности формировать сбережения для закрытия определенных финансовых целей, дети, вырастая, не только не знают, какие бывают цели и для чего они нужны, но и не умеют откладывать деньги, предпочитая тратить все вне зависимости от уровня дохода. Если не осознать и не пересмотреть эти устаревшие убеждения и привычки, добиться финансового успеха будет непросто.
Общество – второй после семьи важнейший фактор, формирующий наше отношение к деньгам. Именно общество (в том числе посредством социальных сетей, СМИ и телевидения) романтизирует приобретение новых дорогих вещей, гаджетов, брендовой одежды и т.д. Весь современный маркетинг построен на одной простой идее – только постоянно покупая что-то новое, вне зависимости от реального финансового положения, можно почувствовать себя счастливым и успешным.
Пестрые ленты социальных сетей формируют новые стандарты потребления – красивые интерьеры, дорогие автомобили, бесконечные путешествия. Желание иметь все то же самое толкает многих постоянно увеличивать свои расходы, до тех пор, пока они не выходят из-под контроля. Противостоять этому можно только развивая в себе осознанное потребление и критическое восприятие действительности.
Свое влияние оказывает и культура в более широком смысле. Общества, живущие по принципу «бери сейчас, плати потом», и общества, делающие акцент на экономности и разумном потреблении, формируют диаметрально противоположное отношение к деньгам. Патриархальные общества до сих пор считают главным «добытчиком» мужчину, что не только увеличивает психологическое давление на мужчин, делая его иногда невыносимым, но и ограничивает женщин в возможности полноценно строить свою карьеру и обеспечивать себя.
К распространенным культурным стереотипам можно отнести и популярную до сих пор идею удачного замужества, и миф о том, что богатые живут безоблачной жизнью и могут позволить себе абсолютно все, и стремление полностью отказаться от денег, как от источника греха и т.д.
Важно отметить, что каждый из нас имеет свой набор привычек и убеждений, сформированных в течение жизни под действием тех или иных факторов. И если сейчас ваше финансовое состояние вас не устраивает, первым шагом на пути исправления этой ситуации должно стать осознание этих «вредных» привычек и убеждений. Отказ от них, наряду с формированием собственных целей и ценностей, приведет вас, в конечном итоге, к финансовому благополучию и успеху в истинном смысле этого слова.