
Ведение коммерческими или некоммерческими организациями хозяйственной деятельности или общественной деятельности связано с большим количеством рисков, которые при их возникновении могут стать причиной развития негативных сценариев их дальнейшего существования вплоть до прекращения деятельности и привлечения их сотрудников, учредителей и фактических владельцев к материальной, административной и уголовной ответственности.
Одним из таких рисков является непосредственное вмешательство в деятельность компании сотрудников правоохранительных органов при производстве оперативно-розыскных и следственных действий, которое, в частности, может выразиться в проведении в помещении организации обследования, обыска или выемки. Эти мероприятия внешне схожи по форме проведения и последствиям, которые могут наступить в результате их проведения, но имеют также существенные процессуальные и фактические отличия по основаниям и порядку их проведения.
Предлагаю некоторые рекомендации по модели поведения при производстве в Вашем офисе оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) или следственных действий.
Итак, необходимо:
– установить в офисе систему видеонаблюдения с хранением файлов на удалённом сервере (заранее, либо при поступлении предварительной информации о запланированном оперативно-розыскном мероприятии);
– ввести режим коммерческой тайны для всех сведений, имеющих ценность. В этот реестр желательно внести как можно больше документов за исключением тех, что прямо предусмотрены статьей 5 Федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», – это позволит признать незаконным изъятие в случае отсутствия судебного постановления;
– потребовать от прибывших в организацию должностных лиц служебные удостоверения, из которых выписать их должности и наименование органа;
– не хранить учредительные, бухгалтерские и иные документы и печати (если контролируются несколько организаций) в одном месте и уж тем более в офисе. Закон о документообороте не указывает, где обязан предприниматель хранить документы. Лучше частично передавать документы на аудит в аудиторскую компанию с обязательным договором, в котором будут расписаны сроки передачи документов для аудита (желательно, чтобы круглогодично), часть документов передать на хранение адвокату – также обязательно должен быть составлен акт передачи. Так как и аудитор, и адвокат являются лицами, оказывающими профессиональную помощь, и их данные носят указанную федеральным законом тайну (статья 9 Федерального закона от № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности“, статья 8 Федерального закона № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“). Таким образом без судебного постановления никто не имеет права изымать эти документы;
– немедленно вызвать адвоката, а если следователь запретит покидать место обыска, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска, то требовать вызова от него (при отказе в вызове фиксировать это заявлением в протоколе);
– потребовать предъявления распоряжения об ОРМ или постановления следователя и сфотографировать его; при воспрепятствовании фотографированию необходимо переписать оттуда сведения в полном объеме и после этого поставить подпись о том, что ознакомлены;
– следить, чтобы общественники или понятые не теряли из виду передвижение органов, в случае если увидите такое действие стараться это зафиксировать с помощью технических средств, обращать внимание участников на это и вносить соответствующее заявление в протокол. В обязательном порядке попросить привлечь понятых дополнительно (с улицы, из соседнего офиса), чтобы исключить лояльное поведение «штатных» понятых;
– получить копии составленных документов, требовать заверить на месте подписью должностного лица и печатью, которой опечатаны изъятые предметы и документы;
-не отказываться от подписания протокола, внимательно изучить его и внести все возникшие возражения (при нехватке в нём места, изложить их на отдельном листе, о чём сделать заявление);
– не мешать проведению обыска и тем более использовать физическую силу;
– требовать, чтобы каждая изъятая вещь была индивидуализирована с ее особой характеристикой в описи и протоколе (при отказе в этом сделать соответствующее письменное заявление в протоколе);
– не отвечать на вопросы следователя или оперативника, поскольку они могут внести их в протокол даже без последующего согласия с их содержанием;
– не сообщать логины и пароли от баз данных и компьютерной техники;
– не стоит надеяться во время обыска на штатного юриста, со своими знаниями он идеальный помощник для следователя или опера, так как он получит статус свидетеля;
– внести телефон адвоката в быстрый набор у лиц, которые обязаны с ним связаться;
– не паниковать, зачастую в таком состоянии делается большинство ошибок и правонарушений, которых ждут и которыми пользуются сотрудники правоохранительных органов;
– не давать повода и оснований для проведения личного обыска сотрудников, применения к ним физической силы и задержания;
– хранить данные на облачном сервисе и регулярно чистить компьютерную технику;
– настроить все браузеры таким образом, чтобы не было автоматического введения пароля.
В вышеперечисленных целях целесообразно провести обучающие тренинги и семинары практикующими специалистами и адвокатами с работниками предприятий и организаций заранее.
Адвокат Алексей Якушкин
Это превосходная статья, чувствуется рука профессионала, даны отличные советы, полезные не только предпринимателям, но и обычным сотрудникам компаний. Если бы вы оставили ссылку на ваш блог, я бы с удовольствием подписался.