Многие автовладельцы задаются вопросом, должны ли им предоставлять на время гарантийного ремонта подменный автомобиль. При этом они апеллируют к федеральному закону «О защите прав потребителей». Как известно, согласно данному ФЗ, на время ремонта товара длительного пользования по гарантии, производящее ремонт лицо обязано безвозмездно предоставить замену товару – на тот период, пока ремонт не будет завершен. Но с автомобилями несколько иная ситуация.
Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.
Транспортные средства включены в указанный Перечень товаров длительного пользования. Поэтому во время устранения недостатков автомобиля автовладельцу могут предоставить автомобиль во временное пользование лишь при наличии возможности и лояльности конкретной ремонтной компании.
На период ремонта автомобиля по гарантии, подменную машину предоставляет компания-дилер. Как правило, все зависит от конкретного салона. Крупные компании, торгующие автомобилями премиум-класса, бизнес-класса, предусматривают возможность предоставления подменного автомобиля. Небольшие компании, у которых нет собственных автомобилей в распоряжении, само собой, такую услугу своим клиентам предоставить не в состоянии.
Подчеркнем, что страховые компании никакого отношения к предоставлению автомобилей на время ремонта машины страхователя по гарантии, не имеют. У страховых компаний нет своих автопарков, и единственное, что может входить в их компетенцию – оплата предоставления подменного автомобиля, если это предусмотрено договором страхования.
Если автовладелец желает попробовать получить подменный автомобиль, ему надо обратиться с письменным заявлением в автосалон, представить документы на находящийся в ремонте автомобиль и, в случае принятия положительного решения, заключить договор об аренде транспортного средства на срок ремонта собственной машины.
Если клиент по каким-либо причинам оказывается не в состоянии самостоятельно забрать автомобиль, то автосалон может привезти ему машину за свой счет и своими силами – по указанному адресу.
Но, в конечном итоге, следует сделать вывод – предоставление подменного автомобиля на время ремонта машины автовладельца не является обязанностью автодилера и, тем более, страховой компании. Условия предоставления подменного автомобиля могут быть прописаны, а могут и не быть прописаны, в договоре купли-продажи транспортного средства. На этот пункт надо обращать внимание заранее, еще до того, как вы расплатитесь за приобретаемый автомобиль.
Отметим, что в случае неуверенности в правоте автосалона или страховой компании необходимо обратиться к профессиональному юристу, специализирующемуся в сфере защиты прав потребителей. Он окажет консультационную поддержку, а при необходимости – поможет в составлении досудебной претензии, искового заявления в суд, будет представлять интересы заказчика в судебном процессе.
Алексей Глазунов – адвокат, управляющий партнер Московского адвокатского бюро «Глазунов и партнеры»