Число людей с РПП в мире намного больше, чем принято считать. Только за последние двадцать лет это число выросло вдвое, по примерным оценкам до 8% населения планеты. Наиболее значимыми здесь можно выделить два фактора:
- Во-первых, количество людей с диагностированным РПП выросло просто потому, что появилось больше внимания к этой области, появилось больше специалистов, и те, кто имеет расстройство пищевого поведения, стали чаще к ним обращаться.
- Во-вторых, мы все еще живем в мире, который очень сконцентрирован на внешности, что заставляет многих быть недовольными своими фигурами, своим весом и т.д. Нереалистичные идеалы красоты, которые долгие годы пропагандировались не только в СМИ, все еще имеют огромное влияние, даже несмотря на определенные подвижки в этой области.
И если раньше этому влиянию были в большей степени подвержены девушки и женщины, то сегодня его жертвой все чаще становятся мужчины. Причиной РПП могут стать и другие психологические проблемы – длительный стресс, тревога, травмирующие события и т.д., в частности, например, пандемия COVID-19 стала фактором обострения симптомов у тех, кто борется с рпп.
Почему молодые девушки не принимают свою внешность, а следуют трендам, навязанным обществом?
Большинству из нас в целом свойственно быть не довольными собой или какой-то особенностью своей внешности, а подросткам свойственно преувеличивать и драматизировать любую проблему.
У эмоционально чувствительных людей недовольство собой усиливается внешним давлением со стороны общества, медиа и социальных сетей. Чем выше требования, предъявляемые обществом к человеку, тем сложнее с ними справляться, не у всех есть необходимые для этого ресурсы.
При этом, справедливости ради, надо отметить, что далеко не у всех недовольство собой становится причиной появления психологических расстройств или расстройств пищевого поведения.
Есть интересная статистика, которая показывает, что около 80% пациентов с дисморфофобией (психическое расстройство, при котором человек чрезмерно зациклен на недостатках внешности) подвергались жестокому обращению в детстве.
Так что, можно сказать, что проблема не только в СМИ, формирующих нереальные ожидания у молодых людей, но и, отчасти, в обществе, к котором довольно высокий порог терпимости к насилию и высокий уровень стресса.
Как не быть «жертвой маркетинга» и научиться принимать себя?
Здесь важно понимать, что если проблема зашла довольно далеко, то шансы, что она пройдет сама собой, невелики. В острых случаях может потребоваться помощь психотерапевта. Очень хорошо в этом плане работает когнитивно-поведенческая терапия, гипноз. В более простых случаях помочь себе можно и самостоятельно:
- Во-первых, стоит понять, что в наш век фотошопа и всевозможных фильтров, люди на фотографиях и в жизни часто выглядят совсем по-разному. Не стоит попадаться в эту ловушку, и принимать за чистую монету все, что вы видите в социальных сетях и на обложках журналов. Все современные стандарты красоты по большей части недостижимы просто потому, что показывают нам не реальных людей, а их отредактированные образы.
- Во-вторых, учитесь относиться к себе как к лучшему другу. Прежде, чем сказать что-то негативное в свой адрес, подумайте, готовы ли вы сказать то же самое тому, кого вы любите и цените по-настоящему? Любви, доброты и терпимости заслуживает каждый человек, вне зависимости от внешности.
- В-третьих, стоит понять, что хотя внешность и очень важна, не менее важны и привлекательны такие качества, как интеллект, доброта, увлеченность своим делом, уверенность в себе и т.д. Чувство собственного достоинства может быть не менее притягательным, чем идеальная фигура или нос.
И, наконец, стоит помнить, что красота невозможна без здоровья, а следовать принципам здорового образа жизни намного проще, чем гнаться за выдуманными стандартами красоты.
Психолог Анна Сметанникова